ВИТРАЖ
ФЬЮЗИНГ
витражная технология
(англ. fusing от fuse — спекание, плавление)
витражная технология
(англ. fusing от fuse — спекание, плавление)
Относительно новая технология изготовления витража. Первый витраж, выполненный по этой технологии был изготовлен в Германии, где и получил наибольшее распространение. Фьюзинг продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказаться от металлической пластины-основы, тем самым предоставив художнику безграничные возможности в развитии новой ветви поистине изящного искусства.
Основой витража служит стеклянный лист, он является своеобразным «живописным холстом», на котором художник-витражист «пишет» при помощи высокотемпературной печи и кусочков специального стекла свое произведение. Термическая обработка стекла в печи позволяет создать художественное стекло с оригинальной фактурой и очень широкой цветовой гаммой. Изображение на витраже можно сделать объемным и выпуклым или оставить отдельные участки его плоскими, контуры рисунка воздушны и прозрачны, как у акварели. Имеется возможность создавать желаемую толщину и рельеф витража. Преимущества технологии особенно проявляются при создании абстрактного или «акварельного» рисунка. Стеклянная эмаль на прозрачной, пропускающей сквозь себя свет, основе придает древней технике эмалирования ранее не виданную чистоту, и яркость красок, ажурность графики. Стеклянная основа позволяет получить иллюзию перспективы, объем и глубину, отсутствующий у работ на металлической пластине-основе. Произведение из эмали превращается в настоящую «картину из стекла». Технология Фьюзинг имеет ряд преимуществ перед более старыми технологиями изготовление витражей таких как Тиффани:
Использование высокотемпературной обработки стекла, позволяет создавать художественное стекло, неподверженное старению и изменению цвета, с уникальной фактурой и широчайшей цветовой гаммой. Можно сделать рисунок объемным и выпуклым, а также добиться обратного, – сделать его почти плоским. В результате появляется желаемая фактура, образуется нужная толщина и рельеф стеклянного изделия. Однако, технология не позволяет получить четких контуров изображения. Цвета наплывают друг на друга, создавая эффект, напоминающий акварель. Для того, что бы витраж приобрел четкие контуры, по степени проработки изображения приблизился к живописи, прибегают к совмещению технологии Фьюзинга с технологией ранее известной лишь ювелирам – технологией перегородчатой эмали. Таким образом, изготавливают витражи – картины из стекла, но картины имеющие глубину, объем и многослойность в отличие от своих живописных аналогов.